Глава 21. МОНЕТАРИЗМ ПРОТИВ КАПИТАЛИЗМА

или какова судьба денежная монополии?

1.

Правительство Гайдара, курируемое Джеффри Саксом, называлось «монетаристским». Оно привело Россию к катастрофе, которое выразилось в свертывании производства и в потере огромного коллективного состояния россиян.

Однако для демонстрации преимуществ монетаризма приводится пример «чилийского чуда», которое осуществлялось именно монетаристами чикагской школы.

На что же ориентироваться?

Начнем с понятия.

2.

Понятие монетаризма крайне запутано. Монетаризм — это по определению вроде как теория денег и их использования. Но тогда — все монетаризм, поскольку во всяком процессе участвуют деньги! Так ли это? Зачем теорию денег называть монетаризмом? Есть ли Предмет для формирования такого понятия? 

Науке не нужны беспредметные понятия.

Посмотрим поглубже.

Теория денег рассматривает деньги как функциональную часть системы.

Но есть теоретики и практики, которые считают, что деньги не часть, а Целое (или хотя бы то, что определяет все процессы в мире).

Иначе говоря, во втором случае деньги предстают не в функциональном, а мировоззренческом виде.

Это подчеркивает суффикс «изм» в знаке слова «монетаризм».

3.

Однако возникает вопрос, не химера ли это, монетаризм?

Цитата. «Современная экономическая мифология (точнее, мифотехника — М.), несмотря на наличие у основной массы политической элиты среднего или даже высшего образования, продолжает рождать чудовищ. Гайдара с нами нет, все вроде и думать забыли «о монетаристской угрозе», как вдруг началась дружная борьба с призраком вредоносного учения, рожденного под сенью империалистических чикагских небоскребов и под рев стадионов на матчах «Чикаго буллз». Монетаризм ругают не только традиционные оппоненты любых рациональных шагов в экономической политике (они называют эту сатанинскую доктрину «монетаризмом»), и видные деятели отечественного бизнеса, например г-н Ходорковский. Продолжает борьбу с химерой и Совет Федерации. Можно сказать, сейчас он её даже возглавил стараниями Сергея Глазьева и свято верующего ему на слово Егора Строева (региональное лобби после братания бизнесменов с исполнительной властью в «Письме десяти» неожиданно заняло место олигархов на ниве оппонирования правительству). Глазьев пугает монетаристской «козой» народонаселение, демонстрируя в своих экономико-математических исследованиях, до чего монетаризм довел Россию в смысле потери страной экономической безопасности. … Почему вдруг видные политики и бизнесмены вспомнили об учении Милтона Фридмена? Неужели широкие массы скоро понесут в праздничных колоннах наряду с транспарантами «Долой сионистской правительство!» лозунги «Учение Джона Мейнарда Кейнса — в жизнь!» или «Стимулированию спроса — решительное «да!»? Что вообще все они понимают под монетаризмом? То обстоятельство, что политики финансовой стабилизации никакой другой, кроме как монетаристской, быть не может, теоретически должны были уяснить даже те, кто изучал экономику исключительно по сумбурной критике Владимиром Ильичом Туган-Барановского, не говоря уже о гражданах, получивших благодаря монетаризму годовую инфляцию, равную той, которая набегала за несколько дней. Центробанк по определению проводит монетарную политику, потому что весь смысл его деятельности сводится к управлению деньгами.

… Монетаризм вновь стал синонимом всего плохого, хотя значение термина по-прежнему размыто. У власти — третье поколение монетаристов, получивших возможность проводить промышленную политику, то есть банкротить предприятия, директора которых так никогда и не узнают достоверно, что же это такое — монетаризм. Но будут твердо уверены в том, что он один во всем виноват…» (Колесников А. Монетаристская угроза. // Сегодня. 1998. 15 июня).

Так есть ли монетаризм как концептуальная доктрина о приоритете денег во всех мировых процессов?

Действительно, что же такое монетаризм?

 

  1. определение монетаризма

ЛЕММА. Придать власть деньгам и пользоваться ими гораздо безопаснее, чем пользоваться открытой властью.

Монетаризм происходит от английского слова money — деньги. Суффикс — изм является знаком идеологического обобщения. Из этого следует, что речь идет о какой-то идеологии какого-то денежного обращения.

В силу того что порождающей в определении является категория денег, можно сказать, что речь идет об идеологии, абсолютизирующей роль денег во всех областях человеческой деятельности.

В обыденной интерпретации монетаристская доктрина звучит так:

— «деньги решают все»,

— «деньги делают деньги»,

— «деньги – вперед»,

— «будут деньги — будет все остальное»,

— «деньги не пахнут»,

— «деньги — основа благосостояния» и т . п.

Иначе говоря, деньги приобретают чисто культовые, фетишистские признаки.

Примечание. Фетишизм — поклонение предмету, которое является по групповому убеждению всесильным богом или его признаком (проявлением). Фетишистскими по природе являлись атрибуты власти. Например, скипетр и держава у русских царей, человеческие черепа на шестах у дикарей, дубовые листья на головах у римских императоров.

Фетишизм всегда имеет культовый смысл — поклонение вещи как поклонение богу — вне зависимости от происхождения бога, деньги не пахнут — то есть денег не касается идея преступления вообще!

Говоря предварительно, монетаризм это идеология управления деньгами и процессами при помощи денег, что при реализации монетаристской практики становится одним и тем же.

 

  1. откуда деньги берутся?

Управление процессами при помощи денег для начала предполагает самое простое — их наличие.

Вопрос, где взять деньги, чтобы при помощи их чем-либо управлять?

Причем ясно, что наличие денег — это не решение проблемы. “Вопрос не в деньгах, а в их количестве” — критической массе. Чтобы управлять процессами, необходимо управлять критической массой того, что определяет процесс.

Но критическая масса процесса — это значительные людские и материальные ресурсы, сумма идей и пристрастий. Поэтому, чтобы привлечь массы и заставить их управляться, сколько же нужно иметь денег? Без особого расчета ясно что — огромные.

Но где их взять?

Заработать эти деньги невозможно, поскольку любой нормальный товарно-денежный оборот рассосредотачивает денежную массу по всему товарному пространству. Для управления же при помощи денег нужно два компонента:

1) Наличие критической массы денег в руках монетариста;

2) Отсутствие критической массы денег у остальных.

Но как соблюсти это условие, если деньги в обороте?

Ответ однозначен: Вывести их из оборота, чтобы наладить свой оборот.

Но для этого нужно нарушить существующий режим оборота и создать свой, подконтрольный только монетаристам. Прежде чем начать управлять денежной системой, ее нужно монополизировать.

Каким образом?

 

ВАРИАНТ 1

Наиболее одиозный:

  1. Просто отобрать (насильственно изъять) деньги или их заменители (золото, серебро, ценные бумаги и т.п.),
  2. Изъять конспиративным путем (украсть) при помощи простых торговых операций, с переоценкой одного и недооценкой другого товара.

 

ВАРИАНТ 2

Захватить систему оценки (экспертизы и стандартизации) в контексте выпуска своих денег.

Для этого деньги становятся знаками стоимости только с одним означающим — тем, кто имеет эти знаки в собственности.

 

ВАРИАНТ 3

Создать имитационные, конспиративные деньги, которые скрывают собственное содержание, чтобы в процессе платежа номинал не соответствовал реальному содержанию.

 

ВАРИАНТ 4

Спекуляция. Изъятие денег из оборота для соблюдения монетаристского закона 80-процентной бедности. Чтобы люди были управляемее — они должны быть бедны. Если их возможности будут ограничены, то они будут, следовательно, сговорчивее при любых условиях долговых обязательств (кредитования). И чтобы кредит — как форма “продолжения жизни” при условии долгового закабаления — был неотвратим.

 

ВАРИАНТ 5

Организация разрушительных процессов в стане тех, кого монетарист собирается подчинить силе своих денег — с целью ослабить денежную систему и ввести свою. Для этого годится любой мор, войны, революции.

 

ВАРИАНТ 6

Объединение всех названных вариантов.

 

  1. субъекты монетаризма

Монетаризм — идеология деньгодержателей. Те, кто не обладает деньгами, по определению не может быть приверженцем монетаризма.

Субъекты монетаризма — это деньгодержатели — те, кто контролирует денежную массу и денежный оборот.

В понятие контроля входит:

  1. Выпуск и изъятие денег.
  2. Право на девальвацию.
  3. Право на принудительное использование именно тех денег, которые выгодны монетаристам.

Следовательно, монетаристами являются те, кто является деньгодержателем:

  1. Государство как выпускающее деньги (казначейские билеты) и контролирующий государственное деньгохранилище (Государственный банк, казначейство.)
  2. Банк как выпускающий банкноты и хранящий деньги.
  3. Промышленное предприятие как выпускающее и хранящее “длинные” деньги — акции.

Следовательно, имеют место быть три формы монетаризма:

  1. Государственный монетаризм.
  2. Банковский монетаризм.
  3. Промышленный монетаризм.

Кто более всего ближе к монетаристской идеологии? Тот, кто непосредственно имеет дело с деньгами. Тот, кто не имеет других методов принуждения и воздействия. Тот, кто не имеет особых обязательств перед “клиентом”. Это — банк.

 

  1. АПОРИИ МОНЕТАРИЗМА

Апория 1

Производности денег

Как известно, деньги являются результатом укрупнения производственных процессов, разделения труда (плюс его специализации), увеличения расстояний и времени обмена, при котором натуральный обмен оказывается недостаточным.

Однако цель денег в конечном итоге — получить именно натуральный продукт, а не его заменитель в виде денег. То есть деньги только увеличивают круг прохождения обращения натурального продукта.

Это говорит о том, что деньги — явление производное, зависящее от наличия натурального продукта, а не от самих себя.

Если так, то играть самостоятельную роль деньги не могут в принципе! Это апория.

Примечание. Если же деньги будут стремиться это делать, то они автоматически становятся преступными.

 

Апория 2

Объединительной функции денег, противоречащей монетаризму

Марксисты приучили миллионы людей представлять деньги в отвратительном виде — в виде изначально спекулянтского орудия.

Между тем у денег совершенно иная изначальная функция.

В предыдущей апории упоминалось, что деньги появляются в момент разделения труда. Но зачем? — Затем, чтобы связать акт купли-продажи через время и расстояние. А что есть акт связи? — Акт объединения.

Таким образом, можно сделать вывод, что деньги — есть акт объединения производителей и потребителей друг с другом.

Но объединение состоятельно тогда, когда у каждого есть то, чего нет у другого. Тогда возможен обмен на основе взаимного дополнения.

Но тогда какое соблюдение изначальной функции денег возможно в монетаризме, если для осуществления монетарной политики не нужны продукты, а нужны только деньги. Причем с перспективой обмена продукта не на продукт, а на деньги! То есть монетарист торгует эрзацами, не обеспеченными продуктами! При этом он становится не объединителем (по функции денег), а монополистом — подчинителем производителя виртуальной величине, потерявшей свою природу.

Апория.

 

Апория 3

Отсутствия стоимостного баланса

Монетаристы заявляют о чудесных способностях денег органично управлять процессами. Мол, деньги всегда чувствуют ценность и вкладываются туда, где есть для этого благоприятный климат. А разве не всеобщее благоденствие является целью человеческого сообщества и отдельного человека? Деньги, мол, успешно справляются с этой задачей.

Между тем ничего ниоткуда не берется. Что-то взял — у кого-то отнял. Произвел продукт — разрушил природный баланс. То есть помимо положительной стоимости деньги должны обозначать и отрицательную стоимость — то есть то, что является “вынужденной стоимостью” — издержки и потери, на которые “монетаристские деньги” не рассчитаны. А это влечет за собой далеко не виртуальную бедность, катастрофы, войны и проч. Превращение монетарных издержек в антитовар, которые насильно навязываются жертвам, — апория.

 

Апория 4

Скрытых механизмов управления деньгами

Монетаристы заявляют об управленческой самостоятельности денег. Однако это откровенная ложь.

Чтобы сформировать механизм возврата, к примеру, кредита, монетаристам необходимы по крайней мере две дополнительные величины:

  1. Законного (хотя бы псевдозаконного) обоснования крупной денежной собственности (которую ни один человек в мире не в состоянии обменять на свой труд. То есть необходима законодательная (хотя бы псевдозаконодательная) власть.
  2. Политико-административного воздействия на того, кто нарушает кредитные договоры — то есть заурядная физическая власть.

Эти два обстоятельства монетаристами тщательно затушевываются и скрываются. А ведь эти два обстоятельства явно колеблют монетаристскую доктрину, показывая, насколько она не состоятельна. То есть — апористична.

Нельзя забывать и о другом мощном оружии монетаристов в деле осуществления финансового насилия — финансовый шантаж. Он заключается в угрозе разрушить любую денежную систему, которая рискует не подчиниться монетаристам (См. Теория финансовых войн. — 16Б. 9Ф. — ИНТР.).

 

Апория 5

Монетаризм в контексте теории денег

Функции денег, выдвинутые монетаристами: обмена, накопления, эквивалента стоимости — совершенно недостаточны и ложно поданы. (См. Апории денежных функций — 2Б.9Ф. ИНТР.), что позволяет им представлять идеологию монетаризма в ложном свете.

Апория.

 

  1. монетаризм, а не капитализм

Кровавая история монетаризма еще пишется, однако некоторые строки уже напечатаны.

Чтобы привести к ясности это утверждение сделаем следующее различение.

Деньги — это не капитал.

Если капитал это совокупная сумма ценностей, то деньги только ее обозначение.

Управление капиталом радикально отличается от управления деньгами.

Капитал не оторван от всех производственных процессов, для денег же, которые захватывают монетаристы, производство капитала часто не нужно вообще.

Марксисты подменили понятия капитал и деньги, отождествив капиталиста и деньгодержателя-монетариста. Под капитализмом подразумевался именно монетаризм. А это огромная разница.

Поэтому всю критику марксистов по поводу капитализма скорее следует отнести именно к монетаристам. Причем критика актуальная и правомочна до сих пор.

 

Итог

Монетаризм — таким образом, это идеология денежного приоритета перед остальными формами власти, влияния и управления.

Монетаризм — идеология монопольной власти денег, которой должны односторонне подчиниться все формы деятельности людей.

Перед нами модель моносистемы со всеми ее атрибутами:

1) монопольно устанавливаемым правом и отсутствием ответственности,

2) утверждением своей непогрешимости в контексте погрешимости всех, кто подчинен,

3) установкой на эксплуатацию и односторонее немотивированное насилие над теми, кто нарушает монетаристский кодекс (масштаб субъекта-«нарушителя» неважен — от частного человека до народов и государств,

4) наличие монетаристской власти ничтожного меньшинства,

5) утверждение «божественности» монетаризма и провиденческих прав на управление массами.

Выводы. Монетаризм — доктрина финансовой агрессии и закабаления. Следовательно, монетаризм — идеология криминальная, следовательно, идеология финансового фашизма и безусловно противостоит капитализму.