420 просмотров

РЕЙТИНГОВЫЙ ИНСТИТУТ

Магнитов Сергей 

НУЖНО ЛИ СОЗДАВАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ РЕЙТИНГОВУЮ СИСТЕМУ?

1.

Мы уже не спорим, нужна ли рейтинговая система в России, мы говорим о том, как её создать. Есть два варианта: 1. заимствовать, короче, импортировать Moody’s, Fitch Ratings, Standard & Poor’s 2. создать самим. 

К первому варианту уже привыкли: ну зачем создавать, если лучше купить? И мозги напрягать не надо. Тем более, второй вариант слишком надсадный – с нуля создавать, а потом конкурировать – это вариант? Конкуренция бумажного змея с истребителем. 

 

2.

Купить, конечно, можно. Сейчас это происходит – покупаются услуги по результату (сами рейтинги). В целом методики покупать смысла нет. А если их купить, то это фактически вывод на рынок однородных методик. Здесь нам не угнаться ни за «Фич», ни за «Мудиз». И мы останемся вторичными, а значит неконкурентными. А если они будут продавать, по сути, франшизу, то вообще вариантов нет.  

А наша задача между тем, конкурировать с имеющимися методиками за рейтинговый рынок. Тогда надо создать свой вариант. Это путь трудный, но перспективный.

 

3.

Преимущество трудного пути в том, что создавая своё, мы можем не только реально конкурировать на рынке, но и создать новые методики оценки. Именно новизна, инновационность являются нашим преимуществом.  

В силу того, что методики тоже устаревают, а от устаревших методик часто отказаться сложно (работает же!), инноватор получает преимущество, отвечая на вызовы текущего времени. И тут появляется шанс, даже будучи менее известной системой, конкурировать. Ведь прежние техники работали в другой реальности. Смена реальности – смена методик, а значит новое может конкурировать даже с малого, потому что становится перспективным. 

 

4.

Другое преимущество – это раскрытие всех параметров оценки, включая скрытые. Не секрет, что в мировой рейтинговой системе есть «двойная бухгалтерия»: 1. открытый вариант и 2. скрытый с секретными параметрами. Это идёт за дополнительные деньги, но ясно, что на рынке присутствует только часть реальной оценки. Закрытая часть и является зоной манипулирования и злоупотребления.

В силу того, что главным мотивом создания отечественной системы является борьба с рейтинговыми злоупотреблениями, в результате которых страна теряет триллионы, то сутью её становится расширение параметров до исчерпывающего, целостного.

 

5. рейтинговая легализация

Напомним, что из России под давлением рейтинга вывозятся капиталы как из неперспективной страны, а её «неперспективность» определяется как раз рейтинговыми агентствами. Отметим, что в момент оценки, которая фактически способствует бегству капиталов, рейтинговые агентства фактически занимаются легализацией, узакониванием, вывода капиталов! Об этой функции рейтинговых агентств мало кто поминает, но это, думается, одна из главных задач. 

То же самое касается запрета на инвестирование. Есть желание инвестора – но Рейтинг против! – и капиталы останавливают своё продвижение, потому что становятся как бы «незаконными». Этот второй вид злоупотреблений более известен.

 

6. рейтинговые инициативы

Есть показатели, которые будут возбуждать новые проекты и решения. К примеру, в рейтинговых расчётах скрывается климатическая ценность территории, что приводит к системным перекосам оценок. Это значит есть перспектива инициировать Конвенцию о Климатической Ренте – чтобы те, которым вообще не нужно озадачиваться инфраструктурой, выплачивали ренту для погашения климатических издержек. Тогда многое встанет на свои места.