168 просмотров

ЗАКОН О МЕЦЕНАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАКОН О МЕЦЕНАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тезисы к Концепции

1. Импортозамещение стандартов искусства

Импортозамещение, объявленное президентом, касается и области искусства. И если в области кино этот процесс стал заметен, то в области живописного искусства нет. Требуется работа по импортозамещению в области художественного творчества.

Причин это делать несколько. Главная из которых – падение уровня живописной мысли и мастерства до кича, что зачастую привнесено извне как стандарт.  Причиной тому является падение уровня культуры потребителя. 

Чтобы вернуть «гамбургский стандарт» отечественному искусству, необходимо повысить уровень заказчика, который самой планкой требований сможет сформировать более требовательный рынок. Главная фигура этого процесса – меценат.  

 

2. Различение социальных функций

Закон должен чётко различить несколько социальных функций: 1. Спонсора 2. Благотворителя 3. Мецената. 

Спонсор – помощник – локальный участник локального процесса с минимальными и вторичными интересами, не определяющий процесс. 

Благотворитель – незаинтересованная, не понимающая сути процесса, сторонняя фигура, дающая ресурсы по просьбе извне. Благотворительность является некой формой откупа от общества. 

Меценат – организатор арт-производства путём заказа и формирования высоких стандартов арт-рынка.

Коллекционер – меценат, капитализирующий рынок путём формирования ценности национального масштаба и формата в рамках частного собрания. 

 

3. Закон о Меценатах и их деятельности

Несмотря на то, что времена Овидия давно миновали, суть меценатства осталась прежней – востребование искусства как формы эстетической капитализации народа. Практически все искусства – от рукописного до архитектурного – организовано меценатами, несмотря на различия их статуса – либо государственного деятеля, либо частного собирателя. Всё знаменитые имена работали с меценатами. Практически все мировое искусство создано по заказу. Во всяком случае, лучшее образцы.  

Закон защищает мецената путём определения его социальной и культурной функции. При этом закон определяет критерии мецената – включая уровень его вкуса. Человек, финансирующий и распространяющий низкопробный кич, меценатом не является.

Меценат становится главной фигурой формирования арт-рынка со всеми вытекающим правами и ответственностью. 

 

4. Государство как меценат

Одним из меценатов было и остаётся государство. Все признаки меценатства у него налицо. Это значит закон обременяет государственные органы на местах участвовать в меценатской деятельности. Органы культуры же сегодня занимаются наблюдением за музейным пассивом, который никак не востребован и не работает, несмотря на огромные возможности. Музеи за малым исключением, стали затратными складами артефактов. Коллекции государства должны конкурировать с частными коллекциями, чтобы рынок постоянно стратифицировал искусство. В музеях зачастую залеживается вторичное, тогда как рынок даёт новые мощные шедевры, которые могут сделать музейную работу актуальной.  

 

5. Вменение меценатства

Несмотря на то, что меценатство – свободный выбор, есть ситуации, когда свободный выбор отсутствует. Например, в деле воспитания своих рабочих при помощи пром-арта, а не обнажёнки. Даже если предприятия частное, человек в нём явление общественное и эстетическое воспитание его никто не отменял.

Законодательное вменение меценатства, как минимум, на уровне формирования трудовой профильной профессиональной постерной культуры – одна из задач Закона. Хотя и так понятно, что создание живописных портретов в живой галерее передовиков завода может иметь громадную воспитательную роль. Что показал в своё время советский опыт. Портрет передовика – это не только художественное произведение, но и факт навечного признания для самого передовика и стимул для молодого работника.  

Вменение меценатства – вопрос дискуссионный, однако закон должен как минимум поставить вопрос об эстетическом воспитании своего трудового коллектива.

 

6. Искусство это серьёзно

Недооценка искусства, особенно отечественного, прошла. Наступила пора организованной оценки отечественного изобразительного искусства, мощное воздействие которого никто никогда не отменит. Включить тысячи арт-мастеров в процесс арт-капитализации страны с помощью живых регуляторов в лице меценатов — задача Закона.