834 просмотров

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО БАНКА

РЫНОЧНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В МИРЕ

Выступление на Форуме Глобализация Русского Языка, Москва 7 июня. 

1.

Уважаемые коллеги, я боюсь быть самым прозаическим выступающим, потому что я буду говорить о прозаическом  – о тех реальных условиях, в которых будет жить Русский Язык. И начну с таких понятий как конкуренция, банкротство, доходность, рентабельность. То есть о рыночных понятиях.

Но я полагаю, что каждый их присутствующих понимает, что эти прозаические понятия и есть та реальность, в которой живет в мире всё. Язык – не исключение. Почему весь мир говорит на английском, а Англия продавая язык по всему миру, имеет власть и доходы. Пусть скрытые. Но мы же все понимаем. Так вот почему мир не говорит на якутском? Ведь мы провозгласили языки равноправными – так почему рядом с английским нет якутского?

Но мы понимаем, что английский язык – конкурентнее.

Примеры просты: в якутском (оригинальном) нет ни технической, ни философской, ни правовой терминологии, ни шедевров литературы, демонстрирующую стиль языка. Ну нет якутского Шекспира и Диккенса! Увы, английский язык конкурентнее.

И этого не изменить.

 

2.

Так вот наше предложение ввести Русский Язык в конкурентную среду – но регулируемую, рыночную. Основания просты: конкурентность – рыночное понятие, а значит оно должно быть организовано рыночным путём! 

Но тут надо остановиться. Да, Английский язык конкурентен и он доминирует на лингвистическом рынке. Но институтов рынка нет! Нет ни товарных номинаций, ни товарооборота, ни лингвистических бирж, ни акционерных обществ, ни фиксации авторских прав, патентования – всего того, что является сопровождением рыночных процессов.

Это значит, конкурентность английского языка этакое нелегитимное.

Нам есть смысл учредить все рыночные механизмы

 

3.

Вопрос, зачем?

Отметим, что русский язык сегодня попирается фактически политическим насилием. А понятия ценности, качества, рентабельности не интересуют политиков. А вот рынок интересуют, поскольку рынок заинтересован в обороте ценностей для капитализации.

Это значит для продвижения Русского Языка нужно увеличить именно рыночный оборот, чтобы лучшие конкурентные качества русского языка были бы очевидными в процесс капитализации. Это из политических соображений велосипед можно предпочесть «Мерседесу», в экономике этого нет и не будет. Ну никто не будет обращаться к диалекту, если конкурентный язык просто рентабельнее. 

Если мы создадим рыночные условия – причём обращу внимание – для всех языков! – то русский язык автоматически возьмёт очень серьёзные высоты в Глобальном Языковом процессе и Лингвистике в том числе. 

 

4.

Мы осознаем, что язык считался этакой гуманитарным явлением, несовместимым с понятием рынка. Это уже проходит. Понятие интеллектуального капитала давно стало фактом бизнеса. А Лингвистика – всего лишь часть интеллектуального процесса. Так что смена привычек – дело времени. Нам нужно только успеть оформить этот процесс. И таким образом дать ход вперед Русскому Языку.